Икары XX века    

    Икар   Легедны и мифы рассказывают о многочисленных попытках человека летать с помощью крыльев. Наиболее известен миф об Икаре, воспетом известным римским поэтом Овидием в его «Метаморфозах». Но прежде чем мечта стала явью, нужно было пройти долгий и тернистый путь познания, на котором риск сопутствовал расчету, удачи чередовались с неудачами, а открытия сопровождались жертвами. Тысячи людей, поднимающихся сейчас в небо с помощью простейшего крыла - дельтаплана, - это результат современного развития науки и техники, закономерный итог тысячилетних дерзаний человека.

    От Леонардо да Винчи до Рогалло

       Когда в 1948 году Френсис Мелвин Рогалло подал заявку на изобретение, впоследствии названном его именем, он и не подозревал, что способствует решающему шаг в осуществлении извечной мечты человека — летать с помощью крыльев.
       Рогалло — американец польского происхождения — воскресил забытые проекты, рожденные 500 лет тому назад в Европе великим итальянцем Леонардо да Винчи. В многочисленных эскизах, созданных рукой этого гениального художника и ученого, впервые появились очертания крыла, напоминающего современный дельтаплан, были даны теоретические обоснования. Но как и во многих других областях знаний, куда проникал этот всеобъемлющий ум, его идеи и замыслы на десятилетия и даже века опережали свое время.

    Эскиз дельтаплана Леонардо да Винчи    Мировая история хранит свидетельства множества попыток человека создать искусственные крылья и летать как птица. Но все эти попытки были обречены на неудачу, ибо, не познав таинств полета, не изучив воздушной стихии и слепо копируя природу, нельзя было вырваться в небесный простор.
       Лишь в XIX веке был сделан главный шаг в решении этой проблемы. Первым среди множества имен энтузиастов полета на аппаратах тяжелее воздуха следует назвать англичанина сэра Д. Кейли. Он начал свои работы в 1799 году, спустя три века после Леонардо, ничего не зная о его трудах. Им был написан ряд статей, в которых он сформулировал основные принципы полета. Его основной тезис: «Поверхность, помещенная под определенным углом в воздушный поток, может нести вес». Этим было сказано все! К сожалению, его увлечение не считалось в то время чем-то достойным уважения, поэтому дошедшие до нас сведения о его работах весьма скудны. После многолетних исследований Кейли наконец создал аппарат, который он сам из-за преклонного возраста испытать не мог, и поручил это своему кучеру. Говорят, что после полета на аппарате, который буксировали лошадьми, кучер с неудовольствием заявил: «Я приставлен к лошадям, чтобы ездить, а не летать...»
       Если Д. Кейли решал проблему полета в основном теоретически, то практическое ее решение принадлежит немецкому инженеру и исследователю Отто Лилиенталю (1848 - 1896 гг.).
    Еще в школьные годы в Померании Отто вместе с братом Густавом начал свои опыты с моделями планеров. Они внимательно наблюдали за полетами птиц, изучая, как они изменяют форму крыла при посадке, при порыве ветра, как набирают высоту. В отличие от большинства исследователей, обращавших внимание лишь на общие принципы полета, братья не только указали определяющие факторы, но и дали их количественйые соотношения. Результатом этих многолетних исследований явился опубликованный в 1889 году труд О. Лилиенталя «Полет птиц как основа искусства летать». Он стал настольной книгой авиаторов того времени. В своем первом аппарате, построенном в 1891 году, Лилиенталь для каркаса использовал ивовые прутья, укрепив на них пропитанную хлопчатобумажную ткань. Легкий аппарат позволял воздухоплавателю стартовать, разбегаясь с небольшого холма. Лилиенталь совершил свыше двух тысяч полетов, причем некоторые на высоте более 20 метров и дальностью свыше 400 метров. В 1896 году при испытании новой модели он упал с 15-метровой высоты. Уходя из жизни, он произнес эти бессмертные слова: «Необходимо приносить жертвы...»
       Отто Лилиенталя высоко ценил Н. Е. Жуковский. Осенью 1895 года он встречался с ним и присутствовал на полетах. В 1898 году Жуковский подвел итоги своим исследованиям в области воздухоплавания, убежденно заявив: «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов он в 72 раза слабее птицы. Он почти в 800 раз тяжелее воздуха, тогда как птица тяжелее воздуха только в 200 раз. Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума...»
    Моторная авиация, родившаяся в начале нашего века, увлекла всех энтузиастов воздухоплавания, и на время древняя мечта летать с помощью крыльев была забыта.

    Рогалло проводит испытания дельтаплана в аэродинамической трубе    ...Молодым инженером пришел в 1936 году Рогалло в научный центр и начал работать в группе испытаний в аэродинамической трубе. В середине сороковых годов он вместе со своей женой занимался исследованием свойств воздушных змеев.
       В 1951 году на основании этих работ он получает патент на изобретение — «Змей Рогалло», крыло треугольной формы. Почти десятилетие к изобретению никто не проявлял интереса, хотя супруги продолжали развивать свою идею и получили еще ряд авторских свидетельств. Так было до тех пор, пока Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) не объявило конкурс на лучшее средство приземления космических аппаратов. Рогалло принял в нем участие и победил. Его «змей», переименованный сотрудниками НАСА в «Крыло Рогалло», подвергся всесторонним проверкам. Его продували в аэродинамической трубе, сбрасывали с разных высот, буксировали за вертолетом с посадочным модулем космического аппарата «Джемини». Все подтверждало хорошие аэродинамические характеристики крыла, однако в конце концов из-за ненадежной работы системы раскрытия предпочтение было отдано обычному парашюту.
       Поглотившее миллионы долларов из казны США и отвергнутое в космосе, крыло Рогалло неожиданно нашло себе призвание, на земле. Первыми увидели в нем возможность спортивного применения австралийские воднолыжники. В 1962 году, стартуя с водных лыж, они начали буксировочные полеты на крыле за катером. Известен случай, когда один из спортсменов, разогнавшись за буксиром, набрал высоту более 300 метров.
       Буксировочные полеты на крыле Рогалло широко распространились по всему миру. Однако требовалось сделать еще один шаг. Дело в том, что энтузиасты свободного полета, совершенствуя конструкцию крыла, не ушли от пионеров балансирных планеров прошлого века в способе подвески пилота: как и у Лилиенталя, два параллельных бруса под мышками были их единственной связью с аппаратом. Вскоре спортсмены ввели важные усовершенствования в змей Рогалло — подвесное сиденье и треугольную рукоятку управления. Это облегчило положение пилота в полете и позволило ему уверенно управлять аппаратом.
       На традиционной встрече воздухоплавателей в мае 1971 года, посвященной дню рождения Лилиенталя, встретились энтузиасты свободных и буксировочных полетов. На этой встрече были определены основные принципы дельтаплана в том виде, в каком мы его видим сейчас. 1971 год принят за дату рождения дельтаплана. Вскоре начались и полеты на нем. Считается, что первый старт с ног, с разбега совершил американец Д. Килборн. Ему же принадлежит и первый зафиксированный рекорд продолжительности полета, равный 1 часу 4 минутам, совершенного 6 сентября 1971 года в Калифорнии близ Сан-Хосе.

    Чертеж дельтаплана    Надо заметить, что и век моторной авиации идея свободного полета на змее не оставляла людей. В разное время и в разных странах находились энтузиасты, которые брались конструировать крылья-змеи, а потом взлетали на них. Были такие энтузиасты и у нас. Еще в 1929 году рабочие ленинградского заводе «Красный выборжец» построили «планер парусного типа». В качестве каркаса они использовали толстые бамбуковые шесты, к которым крепили крыло треугольной формы. Пилот располагался сверху крыла и управлял в полете треугольными полотнищами, закрепленными в передней части аппарата. «Дельтаплан» ленинградских рабочих показывал на испытаниях неплохие летные качества. При слабом ветре он набирал высоту 6 метров и держался в воздухе более 2,5 минуты, пролетая свыше 150 метров.
       В 60-е годы во многих местах нашей страны получают распространение буксировочные полеты на змеях за катером — своеобразные предвестники дельтапланеризма. Собственно полеты на дельтаплане начались в 1972—1973 годах. Черновцы, Красноярск, Москва, Ленинград и ряд других мест стали центрами зарождения нового вида спорта. В его становлении этапными стали полет в январе 1974 года М. Гохберга с горы Чегет (3100 метров) и парение продолжительностью 2 часа 34 минуты летчика-испытателя С. Топтыгина в мае 1976 года в Крыму.

    Современный дельтаплан    В 1974 году при Международной федерации авиационных видов спорта (ФАИ) создается комиссия по свободным полетам, куда вошли национальные федерации дельтапланеризма многих стран. В 1975 году комиссия подсчитала: во всем мире было 40 тысяч дельтапланов и столько же пилотов. В следующем году в Австрии, в Кессене, состоялся первый чемпионат мира по дельтапланерному спорту. Эмблема города Кессена стала международной эмблемой дельтапланеристов.

Copyright © 2011-2014  globalphysics.ru
All Rights Reserved