может в ближайшее время заменить устаревший платиново-иридиевый... »»»
получены изображения высокого разрешения Солнца с космической обсерватории Solar Dynamics Observatory... »»»
биография Альберта Эйнштейна - величайшего физика создавшего "Общую теорию относительности"... »»»
история создания, развития и будущее популярного оптического прибора... »»»
Когда инструкции внимательно прочитаны, прибор собран по приведенной схеме, сама схема изображена правильно, обозначены ее составные части, составлена таблица для записи результатов, вы готовы к проведению самого эксперимента. Каждое измерение или показание прибора сразу должны заноситься в приготовленную таблицу результатов. Лучше всего было бы записывать эти результаты сначала карандашом, а затем, если расчеты подтверждают их правильность, обвести результаты чернилами.
Письменная запись результатов эксперимента должна всегда следовать образцу, предоставленному вам учителем. Следующий пример показывает план, который часто используется:
Заголовок. Проверка закона Гука для винтовой пружины.
Пояснение. Закон Гука утверждает, что в случае, когда не превышаются пределы упругости, растяжение е пружины прямо пропорционально весу груза L, присоединенного к ней.
Схема. Схема должна быть точно вычерчена и правильно обозначена.
Метод. Подробный отчет о последовательных действиях по проведению эксперимента должен быть написан в прошедшем времени. Он должен содержать достаточно сведений для того, чтобы другой человек, незнакомый с экспериментом, прочитав его, мог успешно повторить проведенный эксперимент. Все меры предосторожности или дополнительные действия по улучшению работы прибора должны быть включены в описание метода. Таким образом, письменная запись должна быть точным, хронологически последовательным отчетом о том, что было сделано и как это было сделано.
В качестве примера предлагается следующее описание метода проведения эксперимента по закону Гука.
Прибор был установлен так, как показано на схеме. До того как к пружине был подвешен какой-либо груз L, было отмечено и записано положение стрелки на линейке. Это положение стрелки взято в качестве условного нуля. Груз весом 0,5 Н был подвешен к концу пружины. Он в течение некоторого времени колебался, затем установилось равновесие, при котором было отмечено новое положение стрелки, и показание занесено в таблицу результатов. Далее добавлялись грузы весом по 0,5 Н до тех пор, пока вес груза не стал равным 3,0 Н. При этом отмечались показания стрелки для каждого груза после установления состояния равновесия. Затем вес груза уменьшался равными частями по 0,5 Н, и также отмечались и записывались показания неподвижной стрелки. Усредненные показания стрелки для каждого груза были подсчитаны путем сложения показаний при последовательных нагружении и разгружении и деления на 2. Растяжение е пружины было подсчитано для каждого груза путем вычитания показания стрелки для нулевого положения груза из усредненного показания стрелки для каждого груза.
График, показывающий зависимость растяжения е от веса груза L в системе прямоугольных координат, и подтверждает прямо пропорциональную зависимость е от L.
Результаты. Таблица результатов была подробно обсуждена на ранее.
Вычисления. Математические вычисления должны быть полностью представлены в вашей специальной тетради, предпочтительно вместе с таблицей результатов или вблизи нее так, чтобы работа могла быть проверена учителем. В физике почти все величины имеют свои единицы измерения, и весьма распространенной . ошибкой является, когда их опускают при подсчетах. Соответствующая единица измерения всегда должна присутствовать в конечном результате. Если отсутствует единица измерения, как, например, для показателя преломления, выигрыша в силе при использовании рычага или отношения скоростей, тогда считают такую величину безразмерной.
График. Графики станут все более и более необходимы по мере того, как вы будете восходить от простого к сложному в изучении физики. Основательная первичная подготовка на этих ранних ступенях весьма важна для любой работы, которую вы впоследствии выберете. Рисунок 0.2, а демонстрирует рекомендуемый способ обозначения графиков так, чтобы они выглядели как математический аппарат, имеющий дело только с числами. На оси координат откладывают только числовые значения исследуемой величины, единицы измерения которой вынесены на ось вместе с обозначениями величины. На приведенном рисунке, б) ось у символизирует давление р, а) х — объем V, однако совсем необязательно использовать слова «давление» и «объем», так как они уже подразумеваются самими этими символами. Тем не менее в этой книге название величины будет записываться вдоль оси, с тем чтобы помочь вам познакомиться со значениями разнообразных символов. Когда вы поймете значения символов, вы можете при желании опустить сами слова.
На этом уровне позволительно употреблять кратные или дольные единицы измерения, если это упростит числа на графике. Так, например, график на рисунке 0.2, б мог бы заменить график на рисунке 0.2, а, поскольку 100 кПа и 50 см3 — более простые для обращения числа, чем 1,0-105 Па и 50- Ю-6 м выражающие присущие осям единицы измерения. Рекомендуется также использование эскизного графика, т. е. такого, который показывает связь между двумя величинами без применения чисел. Рисунок в) демонстрирует пример эскизного графика, на котором показано, что сопротивление R проволоки прямо пропорционально длине / этой проволоки. Обратите внимание, что оси обозначены как «сопротивление» и «длина» по названиям исследуемых величин. Символы R и /, а также единицы измерения не используются. В качестве упражнения изобразите эскизный график зависимости давления р и объема V для определенной массы газа при постоянной температуре.
Мы рекомендуем, чтобы обозначение и величины используемых шкал добавлялись к тем графикам, которые имеют отношение к экспериментальным или числовым данным. Здесь мы советуем, чтобы каждый график (рис. а) )имел: а) название; б) обозначения обеих осей; в) единицы измерения величин на каждой оси; г) масштабы (шкалы), используемые на каждой оси; д) точки в сочетании с крестиками (X или +) или точки в кружке.
График, изображенный на рисунке б), вычерчен по результатам эксперимента по проверке закона Гука. Для аккуратного проставления точек необходима крайняя тщательность. Точки графика должны быть «связаны» единой прямой линией или дугой. График должен занимать как можно большее пространство координатной плоскости. Для этого необходим разумный выбор масштаба для каждой оси. Вряд ли все точки графика, полученные в результате реального эксперимента, лягут на прямую (или плавную кривую) линию вследствие неизбежных погрешностей измерений, поэтому постарайтесь провести прямую линию (или плавную дугу) через как можно большее число точек или же так, чтобы распределение точек справа и слева от линии было примерно равным. Удобный способ получения сбалансированного графика этого типа показан на рисунке ниже.
Предположим, вам нужно вычертить наилучшую прямую линию, проходящую через шесть точек, обозначенных на рисунке 0.4, а. Отметьте (другим цветом или обозначением) промежуточные точки для каждой пары экспериментальных точек, изображенной на графике. Эти пять промежуточных точек обозначены знаком « + » на рисунке 0.4, б. Промежуточные точки обычно лежат очень близко к прямой линии. Таким образом, соединение этих пяти промежуточных точек на рисунке 0.4, б прямой линией дает наилучшую прямую линию, проходящую через исходные шесть точек. Если же промежуточные точки не лягут на прямую линию, то процедура может быть повторена путем проставления промежуточных точек для предыдущих промежуточных точек и т. д., пока не будет получена прямая линия.
Другой способ построения для точек, которые не все лежат на прямой линии, состоит в применении узкой прозрачной пластмассовой пластины с ровным краем (например, размером 30X2 см). Поместите пластину поверх точек, как показано на рисунке, таким образом, чтобы они на глаз располагались поровну выше и ниже ровного края. Это возможно, потому что вы можете видеть эти точки под ровным краем через прозрачную пластину. Затем прочертите прямую линию вдоль ровного края.
Этот рисунок также демонстрирует другую часто встречающуюся трудность при вычерчивании графика, а именно, как следует поступить с точкой Р, которая располагается достаточно далеко вне прямой линии, проходящей через другие пять точек. В этом случае вы должны отнестись к точке Р как к ошибке и не включать ее в рассмотрение при проведении прямой линии, а вместо этого выяснить, почему эта точка ошибочна. Для того чтобы определить, почему точка Р является ошибочной: а) проверьте, точно ли поставлена эта точка; б) проверьте вычисления для точки Р; в) проверьте прибор; г) если возможно, повторите измерения, которые дали точку Р.
Кривые должны вычерчиваться лекалом или гибкой линейкой, которой можно придать любую необходимую форму. Ваш товарищ может держать согнутую линейку в необходимом положении, пока вы проводите черту вдоль нее. Окончательная кривая должна быть плавной и непрерывной, как показано на рисунке.
Заключение. Сформулируйте и наглядно расположите все выводы, почерпнутые вами из эксперимента. Будьте честны, записывая отчет и вывод. Не стремитесь достичь ожидаемого ответа, особенно если полученные результаты и последующие расчеты не соответствуют ему. Когда вы при вычислении результата поняли, что не достигли ожидаемого числового значения, к которому стремились, то ваш преподаватель сможет сказать, является ли результат: а) приемлемым в рамках экспериментальной ошибки; б) следствием экспериментальной ошибки; в) следствием математической ошибки.
Практические эксперименты могут быть интересными и увлекательными, особенно если они успешно осуществлены.